
Банк России в рекомендациях от 14.01.2019 (№2-МР) в рамках осуществления надзорной деятельности обратил внимание на осуществление рядом уполномоченных банков трансграничных переводов наличных денежных средств без открытия банковских счетов, обладающих совокупностью следующих признаков:
- переводы денежных средств осуществляются через внутренние структурные подразделения кредитных организаций, расположенные в крупных торговых местах либо вблизи таких мест, в которых в большинстве случаев не используется контрольно-кассовая техника;
- переводы денежных средств осуществляются одними и теми же физическими лицами (так называемые «серийные отправители») неоднократно в течение дня с минимальным временным интервалом между переводами;
- суммы переводимых денежных средств превышают суммы, обычно переводимые физическими лицами по основаниям, не связанным с предпринимательской деятельностью (перевод заработной платы, дарение, оказание материальной помощи и т.п.);
- часто одним физическим лицом денежные средства переводятся нескольким получателям в одни и те же места получения переводов (населенные пункты).
Корректировка
ЦБ противолегализационного контроля
Банк России полагает, что целью проведения таких
переводов денежных средств может быть оплата
по договору, предусматривающему поставку товара в Российскую Федерацию, и, как
следствие, сокрытие осуществления физическими лицами предпринимательской
деятельности на территории Российской Федерации и уклонение от постановки на
учет в уполномоченных банках внешнеторговых (импортных) контрактов для целей осуществления
валютного контроля.
Результаты анализа деятельности отдельных кредитных организаций,
через которые проводились такие переводы денежных средств, позволяют сделать
вывод о недостаточном уровне организации
и осуществления внутреннего «противолегализационного» контроля, несмотря на
наличие очевидных признаков проведения клиентами сомнительных операций.
С учетом изложенного, Банк России рекомендовал
кредитным организациям скорректировать процедуры внутреннего «противолегализационного»
контроля за переводами денежных средств,
отвечающими указанным выше признакам, используя риск-ориентированный подход.